неофициальный сайт игры «Самый умный»

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования


Счастье от ума

Как гласит известная иностранная народная мудрость: все, что делают наши люди не руками, — отличного качества. Кто бы спорил, да только не я. Роняя нескупую женскую слезу, смотрела ваш покорный слуга программу «Самый умный ребенок». Двадцать восемь семиклассников, а проще говоря, тринадцатилетних мальчиков и девочек из России и Украины собрались в Киеве, чтобы доказать: они таки да — «умные и сообразительные».
Программа строилась по принципу викторины и состояла из трех туров. В финал попали трое мальчишек: Ваня Дивильковский (Россия), Дима Могиль (Украина) и Костя Барышев (Россия). Последний, собственно, и стал «самым умным ребенком», лишний раз доказав и участникам игры, и телезрителям, что главное в победе — известная доля везения. Несколько «легких» вопросов сложились в те самые два балла перевеса над соперниками.
Кстати, что касается вопросов. Слушая умные ответы ребят на некоторые из них, я ловила себя на мысли, что чувствую себя не то, чтобы не совсем умной, а, скорее, «совсем не». Так, Виолетту из Запорожья ведущая спросила, какой бы она хотела быть: умной или красивой? (Интересно, а что бы вы ответили на этот вопрос?). А Настю из Львова, узнав, что девочка хочет стать или артисткой, или учительницей, поставили перед дилеммой: что лучше — быть известной актрисой («слава для себя») или известным педагогом (так сказать, «слава для других»)? В общем, есть от чего впасть в прострацию. Они бы еще спросили у ребят: «Кого ты больше любишь — маму или папу»?
Но не буду пересказывать увиденное. Тем более что большинство из вас и так смотрели это шоу 8 марта по каналу «1+1» или же вам успели про него рассказать. Гораздо интереснее то, что осталось «за кадром» (в прямом и переносном смыслах).
Из двадцати восьми игроков двое участников представляли наш город. Это Амаль Адеоми (гимназия №1) и Леша Краев (еврейская школа «Ор самеах»).
Амалю в июне этого года исполнится четырнадцать лет, он был немного старше остальных участников игры. Вы знаете, мне, наверное, непросто найти слова, чтобы описать его. Извините за банальность, но когда Амаль вошел в кабинет директора гимназии (место нашей встречи), как будто светлее стало. У него потрясающая улыбка, не «рекламно-колгейтовская», а искренняя и очень теплая. Сразу же хочется улыбнуться в ответ. Что я, собственно, и сделала.
По словам Амаля, анкету для участия в шоу он заполнял вместе с одноклассниками, но отборочный тур прошел только он. Нельзя сказать, чтобы Амаль хотел доказать своим знакомым, что он «самый умный». По словам его классного руководителя, мальчик и так лидер в классе, его рейтинг один из самых высоких. У него очень много приятелей, Амаль общительный человек, но настоящих друзей не так много — слишком высока планка его человеческих ценностей. Но строже всего Амаль относится именно к себе. И если он понимает, что где-то и в чем-то неправ, то не стыдится это признать. (А много ли взрослых способны признавать свои ошибки?). У Амаля Адеоми темный цвет кожи и порой ему приходится сталкиваться с грубостью и хамством. С другой стороны, и это тоже надо признать, он намного умнее или, вернее, эрудированней своих сверстников. А посему ему зачастую приходится «прятать» свой ум, иначе его «не поймут». Амаль увлекающийся человек. Он с интересом занимается «точными» науками и историей, астрономией и психологией. Любит читать книги и смотреть кинокомедии, особенно французские. А еще занимается бальными танцами и любит играть в баскетбол. Мечтает стать комедийным актером.
Другой одессит — Леша Краев — несколько лет прожил в Питере и в родной город вернулся в апреле прошлого года. На мою просьбу рассказать о себе сообщил, что он «маленький и вредный». В отличие от многих участников шоу, единственных детей в семье, имеет младших брата и сестричку. Анкету на участие в программе заполнял по собственной инициативе, и его мама узнала об этом уже, что называется, постфактум. Ну а чтобы лучше узнать Лешу, достаточно прочесть его эссе на тему «Что должен знать самый умный ребенок» (такие «сочинения» — одно из условий отборочного тура).
«Самый умный ребенок должен знать все, что может пригодиться, а не забивать голову всякой чепухой, и обновлять свои знания по ходу прогресса на планете. Но при этом он не обязательно должен быть очкастым заучкой, у которого все время забирают уроки. Он может даже не хотеть учиться, хватит понимания, что это надо.
Несколько пунктов знаний для самого умного ребенка:
1. Как и из чего делается что-либо (от приготовления пищи до космических зондов дальней разведки).
2. Обыкновенные науки, изучаемые в учебных заведениях, плюс разные иностранные языки (все, которые может запомнить человеческая память одновременно).
3. Культуру и правила поведения разных народов (от американцев до арктических аборигенов).
4. Он должен знать, куда можно лезть ребенку, в том числе и ему, а где нужен взрослый и только взрослый человек.
5. Владеть языком жестов и азбукой слепых.
6. Знать, как лечить людей, по крайней мере при несерьезных травмах.
7. Разбираться в современных технологиях и уметь ими пользоваться (компьютер и т.д.).
8. Уметь быстро познавать то, чего не знаешь.
9. Уметь быстро запоминать информацию, чтобы, если, например, встретишь в лесу неизвестный науке вид хищников, не стоять и не записывать информацию о нем, а побыстрее сматывать удочки, а потом по памяти, не потерянной от испуга, описать зверя, принося неоценимую пользу человечеству.
10. Уметь не повторять за всеми все подряд.»
Кроме собственно школы (кстати, «любимый» предмет Леша затруднился назвать), в круг его интересов входят скалолазание и плавание. Ну и, конечно, компьютер. Для Леши он не «роскошь», а средство зарабатывания денег. Он этого ничуть не скрывает и даже гордится этим. В общем, несмотря на юный возраст, Леша вполне самостоятельный и самодостаточный человек.
Главная же удача для Амаля и Леши в том, что они в этой «киевской эпопее» смогли встретиться и пообщаться с равными себе. Им там было интересно и никто из них не был «белой вороной». И там фраза: «Ты что, самый умный?» — звучала не обидно. Да, они самые умные! Да, им больше всех надо! У всех этих ребят безумная жажда знаний.
И все-таки после просмотра шоу и разговора с ребятами на душе остался осадок. И дело даже не в том, что игроки не увидели обещанных им призов (например, выигравший приз зрительских симпатий Ваня Дивильковский вместо обещанного компьютера получил в подарок небольшую плиту из камня неизвестной породы, видимо, для того чтобы он мог «грызть гранит науки» не только в переносном смысле). Мы, взрослые, так любим повторять: « Дети — наше будущее». Господа, хватит себя уговаривать. Дети, действительно, «будущее», только наше ли? Амаль Адеоми уже сегодня знает, что в самом скором времени уедет из нашей страны во Францию или США получать высшее образование. И станет там высококлассным специалистом (в этом нет никаких сомнений). Но понимаете, «там», а не «здесь». Как говорится, «надежды юношей питают», но хочется чего-то материального. И еще. Пятого апреля на канале «1+1» прошло очередное шоу. Выбирали «Самого умного учителя». Победил педагог из Донецка. Одесса в этом конкурсе не участвовала.

дизайн — AKds

© 2003 — 2004 все права защищены
копирование материалов без активной ссылки на сайт запрещено

электронная почта akds@narod.ru

поиск:

Hosted by uCoz